asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области ->Святки - Каширский район Воронеж

Святки - Каширский район
Календарная и обрядовая поэзия Воронежской области

1. Рождество - большой праздник, утром христославили.

А на Святки девушки гадали. Бывало, возьмут галошинку, через дом перекинут. И вот там, куда носком попадёть, там твой жених и буде.

с. Бирюченское (Логунов В.М. 1932 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1997.

2. На Новый год на санках каталися. И посевали на Новый год, чтоб богатство было. А дети в белое наряжались и по домам ходили, песни пели, стихи рассказывали.

На Новый год гадали: лапти бросали. Стучат вечером в окно, спрашивают у хозяина: «Кто мой жених?» А хозяин отвечает, например, Мишка там, или Тришка - кто-то из соседей. Значит, кого хозяин назовёт, тот и будет женихом.

с. Бирючинское (Гончарова Н.И. 1933 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

3. Христославить ходили дети - и мальчики, и девочки. Пели рождественский тропарь. Поп на Рождество ходил по дворам и читал молитву. За это хозяева давали ему, кто чево.

Девки на Святках собирались гадать: бегали под окнами и спрашивали: «Тётка, кто мой жаних?» (так гадали под Новый год). Кидали валенки - в какую сторону носком упадёт, туда и замуж выйдешь.

Молодёжь на Святки снимала дом для игр - называлось улицу сымаем. Каждый вечер кто-нибудь приносил керосина для лампы и зерна хозяевам - плата за избу. Играли в карты, в палачи. Девки и парни разбивались по парам. Одинокий парень приглядывал девушку, которая ему больше нравится, и просил у её парня отдать, спрашивая: «Сколька гарячих?». Парень девушки должен был ремнём стегануть его по руке три или пять раз. Потом девушка переходила к новому парню, а тот, без пары, приглядывал себе другую, и всё сначала.

На Крещение святили воду у церкви. Кадушки со свящённой водой выносили к ограде, чтобы все могли её брать.

с. Боево (Плешкова А.К. 1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

4. Под Новый год ходили посевать взрослые. Посевали так: заходили в дом и бросали зёрна пшеницы или ячменя: «Сею, пасеваю, с Новым годам праздравляю».

с. Боево (Терехова М.И. 1916 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

5. Под Рождество ходили по дворам христославить, пели «Рождество твое... » Были колядки.

На Крещение в церкви святили воду, на речке прорубали прорубь в виде креста. От церкви к реке

было шествие, впереди всех шёл батюшка и нёс крест голыми руками над головой. Девки гадали на женихов.

с. Каменно-Верховка (Беляева Ф.И. 1911 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

6. Ходят под Рождество христославить. Дети ходили по дворам колядовать под Рождество, пели специальные песенки: «Коляда, коляда». За это им давали денежки.

Бабья каша - на другой день после Рождества. Зятья идут в гости к тёщам. Тёща кормит зятя кашей.

Гадали под Новый год: жгли газету и смотрели на тень. Еще гадали на качятах: ставили на стол зеркало, воду, сыпали горсть золы, горсть зерна, и пускали на стол кочета. Каждая девушка приносила своего кочета. Если кочет клюнет золу - муж злой будет, если воду - пьяница, пшеницу - за-ботнай челавек будет, зеркало - красивый и чистоплотный. Считали колья на заборе. Какой кол достанется - такой и муж будет.

На Крещенье святили воду.

с. Каменно-Верховка (Ефимова Н.А. 1933 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

7. В день перед Рождеством резали поросёнка или овцу, но чаще всего поросёнка резали к Пасхе. Пели рождественские песни и христославили. Благословляли хозяйку и говорили: «Чтоб коровка телилась, овечка котилась, детушки водились». Разговлялись холодцом, борщом, по рюмочке выпивали. Устраивали кулачки, которые длились две недели, до Крещения. Богатые нанимали силачей и на кулаки бились. Кулачки проходили на мосту. Даже убивали насмерть.

Девушки гадали: через ворота кидали валенок, куда он повернёт, туда и выйдет замуж; делали колодец из спичек и в этот колодец клали хлеб, соль, и говорили: «Суженый, ряженый, приходи ко мне хлеб, соль есть и меня из этого дома увесть».

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

8. На Новый год кидали лапоть (сапог, валенок, тапок) через забор или через крышу. В чью сторону он падал, там и жил жених. Девки клали на ночь под подушку платок или зеркало, должен был присниться суженый. Бросали в стакан с водой обручальное кольцо. В этом кольце девушка видела лицо будущего жениха. Когда начинали гадать, то иконы выносили из избы, так как гадание считали грехом.

с. Каширское (Селуянова М.С. 1935 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

9. И Рождество празднувают. Шестого, под Рождество, колядовать ходили. И обязательно пятого под шестое идти в храм. Колядовать ходили, кто охотники, большинство дети, мальчики и девочки вместе. На шестое кутью варили, положено варить из ячменя и с мёдом, а теперь можно рис с мёдом.

Праздник Старый Новый год назывался Васильев вечер, Василия Великого. На зимние праздники молодёжь обязательно собиралися. Собирались или в хатах, или на улице - на санках кататься. с. Каширское (Лачугина А.Т. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

10. После Рождества идёт Крещение. На Крещение за водой ходили в храм, служба была и на проруби.

с. Каширское (Лачугина А.Т. 1925г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

11. На Рождество молодёжь-то гадала: ботинки или лапти через крышу кидали. Тогда крыши были соломенные, домики низкие. Куда носом повернётся, там и жених находился. В этот праздник ходили колядовать, в основном взрослые, а дети редко. Взрослые наряжались в вышитые одежды и ходили по домам. Приходили, молитвы читали, ну а мы давали, что есть: конфеты, печенья. На Рождество посиделки были: в домах молодёжь собиралась, играли в бутылочки, пели, плясали, рукодельем занимались (вязали, пряли).

Старый Новый год считался божественным праздником, праздником Василия Великого. На Крещение много людей купалось в проруби, которую вырубали в форме креста. Прорубь называли Иордань. В доме, на окошках тоже рисовали кресты, так заведено было. с. Каширское (Маслова М.А. 1935 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

12. На Святки девушки гадали у нас. Кидали за крышу, куда он носом упадёт, там жених и будет, туда за ним в дом и пойдёшь. Как-то на картах гадали, но я уж не помню. А в бане не гадали, её и не было-то.

с. Каширское (Снегирёва А.Т. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

13. На Рождество тех, кто пришел, сажают на пороге и говорят: «Курочки неситеся, овечки води-теся, коровки телитеся, поросятки водитеся».

с. Каширское (Стряпчих Н.Г. 1941г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

14. В Сочельник - гадали. Бросали валенки через забор, сарай: в какую сторону носком упадет -оттуда и жених будет. Писали на листочках имена и клали на бажничку. На утро доставали один листок - это будет имя мужа. Ставили на стол стаканы с водой, зерном, зеркало и другие предметы. Выпускали курицу: если подойдет к стакану с водой - муж будет пьяницей, если к зерну - достаток будет в доме. Если курица насерить на столе - родит в девках. Замыкали ведра с водой в чулане, ложились спать и говорили: «Сужоный, приди ко мне за ключом». Кто приснится, тот и суженый.

В Сочельник очень ярко наряжались, пели веселые песни. Вечером крестник (крестница) приносили крестным кутю, азвар (компот из сухих фруктов, орехов, меда). За это получали дорогой подарок: платок, сапоги.

Рано утром на Рождество христославили - пели «Рождество твое, Христе Боже наш». Чей дом обойдут, в том счастья не будет. Поэтому всех принимали с большой радостью.

Дети колядовали утром, а к вечеру приходили мужики. Детям давали сладкое (конфеты, печенье), а мужикам наливали водку.

с. Колодезное (Чалова А.Д. 1922 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

15. Рождество праздновали 7 января (25 декабря по старому стилю). День накануне Рождества называли не Сочельник, а Гостили. Его отмечали, как обычный праздник. В этот день не пряли, не ткали. Рождество праздновали три дня, при этом ходили в церковь, молились Богу. В первый день стряпают - блины пекут, затем идут в церковь, потом приходят домой, и выкладывают на стол по-свеченную в церкви еду. Приступают к празднованию: едят мясо, борщ, холодец, блинцы, кашу пшенную, то есть у кого, что есть. Второй день от первого мало, чем отличается. В этот день едят то же, что и в первый день, а на третий день доедают то, что осталось.

Ночь перед Рождеством проходила следующим образом: молодые гуляют, катаются на санях, а кто и на лопатке, сани были маленькие; старые же спят. На Рождество ходили колядовать, христославить. При этом исполняли колядки, а также варили кашу-кутью, которую несли к хрестной на вечерю и там ужинали. Кутью варят из пшеницы риса (предпочтительно), «разукрасят» ее. Там и колядуют. Под Рождество также загадывали сны.

с. Колодезное (Плаксина П.М. 1911 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

16. Под Новый год ходили посевать. Дети пели: «Сею-посеваю, с Новым годом поздравляю». Пожилые бросали в дома по щепотке крупной пшеницы, их угощали.

Под Новый год было принято гадать: кидали валенки, сапоги через колодец; с курицей. с. Колодезное (Петрова Е.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

17. Перед Новым годом гадали. Девушки гадали о своем будущем, в основном о женихах. Одевались по праздничному.

с. Колодезное (Лущилина П.Л. 1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

18. Девки гадали: клали штаны под подушку, кто ночью приснится, тот и будет жених; ровно в полночь на Старый Новый год ходят за водой непитой и приговаривают: «Суженый, ряженый, приходи воду пить». Вокруг пенька сыпали зерно, обходили три раза и говорили: «С кем жито убирать, с тем век вековать»; когда идешь домой, ни с кем нельзя разговаривать, ночью должен присниться жених. Дверь закрывают на ключ, и ключ под подушку кладут, говорят: «суженый-ряженый, дверь открой», должен присниться суженый.

Возле домов жгли костры.

с. Колодезное (Чалова А.Д. 1922 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

19. На Крещение было принято рисовать кресты на дверях, брызгать дом святой водой. Устраивали Иордань: на реке изо льда выбивали крест и купались в этой проруби.

На Крещение гадали и примечали погоду.

с. Колодезное (Быкова А.П. 1934 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

20. На Крещенье святили воду, уголь, которым потом рисовали кресты на двери. Много было примет на это время: если мороз трескучий - урожай могучий.

с. Колодезное (Чалова А.Д. 1922 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

21. По дворам ходили колядовать и христославить. И дети, и взрослые ходили. Они в дом заходили и пели «Рождество твое, Христе Боже наш», за это их угощали.

Кутью не варили. Резали поросенка, студень варили, лапшу крутили, собирали молочко, сметану делали.

Кулачки на Рождество проходили. Кулачки были огромные, две сотни собирались. Все выходили: и старики, и молодые. А остальные смотрели. Больно били, как-то совсем мужчину убили. Надевали шубы, пиджаки и кучею все драться шли.

На Крещение ходили в службу, а как придут со службы, начинают обедать. Крестики, кружочки на дверях рисовали. Это так положено было.

с. Красный Лог (Корзиновой Е.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

22. Под Рождество ребятишки ходили христославить, пели рождественский тропарь: «Рождество твоя, Христе Боже наш». За это давали старинные деньги.

На Святки катались: молодые и старые выпьють, запрягуть лошадей и ездиють. Молодоженов в снегу валяли. Да, валялись, кубырялись.

На Крещение поп ходил по дворам. Ходили тогда попы. Он идет прохристославя, что ему надо, мать скорей лампадку зажигать.Он ходил на годовые праздники.

с. Круглое (Прокопьева А.С. 1914 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

23. На Святки когда ходили, когда нет. Колядовать ходют мужики и бабы. Когда приходят, шу-

мят, выпить и закусить им поднесут. Попляшут и пойдут в другой двор.

Под Рождество приходют в дом, поймают петуха или курицу: в сумку - и пошли. Соседи разрешали это, ничего за это не было.

На столе были блинцы, пекли печение в форме фигурок (колобок, пышки). Колобок круглый, честь по чести переваляешь, тесто порежешь, вылепишь колобок - и в печь.

с. Олень-Колодезь (Чикова О.К.1931 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

24. Под Рождество калядовать ходили. Сперва дети идуть, потом взрослые.

На Рождество жгли костры на дорогах.

На Святках мы на санях катались, пели, гадали: валенок кидали, куда нос покажа, там и жаних будя. А если валенок уже подобрали, выкупать приходилось.

Ходили посевать. Мы кричали: «Сею, сею, посеваю, я хозяина поздравляю» и при этом зерна пшеницы бросали.

На Крещенье в реке делали прорубь, во дворах жгли костры - дом освящали, всю нечисть выжигали. с. Полубяновка (Гончарова П.Т. 1922 г.р., Яурова М.К. 1927 г.р., Харина М.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

25. Христославить под Рождество по дворам ходили только ребята, девки - нет. Пели при этом Рождественский тропарь: «Рождество твоё, Христе Боже наш.»

За христославие ребятам что-нибудь давали - хто блинец, хто какой-та аладик. На Святки девки просились в какой-нибудь дом и собирались там плясать, играть любовные песни. Гаданием не занимались.

с. Полубяновка (Илларионова В.П. 1914 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

26. Девки на Святки гадали. Была завалина из калюки (забор) - считали колья, кому какой кол достанется, такой и жених будет. Гадали с зеркалом.

Валенки перекидывали через хату, куда носом покажет - туда и замуж выйдешь. с. Полубяновка (Одиноких А.М. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

27. Девки кидали через крышу валенки. Куда валенок упадёт, значит, там и жених.

п. Степной (Баутина М.К. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

28. Вот гадали мы под Новый год на женихов. А старшие девчонки нас отгоняли, нам лет по 12 было. Ну, а мы ж, любопытные, подглядывали. И вот они гадали: брали зеркало, за стол ставили, натирали лицо тряпочками, чтоб оно всё горело, красное было. После двенадцати подходили к зеркалу и там смотрели. Вот что видели, то и должно было сбыться. Если бугор был, значит, умереть рано девушке, если нечистый покажется, с рогами, то жизнь плохая, значит, будет. Ну, а мог и суженый привидеться, тогда замуж скоро, значит, девке идти. А одной девке нечистая сила со спины пришла. Иной раз, рассказывают, так и убить могло.

п. Степной (Дроздова А.К.1933 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика