asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->Курганы у сел Терновое и Колбино Воронеж

Курганы у сел Терновое и Колбино
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

У сел Терновое и Колбино в Репьевском районе московские археологи исследовали несколько десятков курганов скифского времени. Среди находок были и уни­кальные, редкие вещи, например, греческие поножи - защитные бронзовые накладки на голени ног, применяемые греческими воинами. Интересными были также находки предметов вооружения, украшения, оружие, предметы конской упряжи. И опять - грандиозные погребальные конструкции, богатство вещей в курга­нах, которые грабили по нескольку раз.

По пыльной полевой дороге едем в гости к москвичам. Весть о находке серебряного кубка в кургане донеслась и до нас. Редкая находка. Обычно в скифской степи кубки сопровождали знать, царей. Делали их по заказу гре­ческие мастера в северопричерноморских колониях. Как и серебряные ритоны употреблялись эти кубки для пития вина, но не просто ради праздного распития, а в торжественных случаях - при заключении союзов, договоров. Недаром их находят в могилах знати.

На Среднем Дону до находки экспедиции Валерия Ивановича было из­вестно два кубка. Один из них получил всемирную известность, благодаря изображению на нем сюжетов «из жизни скифов». Именно так были на­званы изображения людей в скифской одежде, с оружием на кубке из кур­гана 3 курганного могильника «Частые курганы» на северной окраине г. Воронежа. До выхода работы известного в науке исследователя скифских Древностей Дмитрия Сергеевича Раевского все изображения скифов на Кубках, вазах считали «сценками из жизни скифов». Вот два скифа стреля­ют из лука, стоя спиной друг к другу (золотая нашивная бляшка). Вот скиф стреножит коня. А вот скифы надевают уздечку на строптивую (дикую?) лошадь (изображение на металлическом сосуде-амфоре). Вроде бы все понятно и ясно... Но...

Дмитрий Сергеевич напомнил, что в древности не изображали простых людей, а только богов, царей и вообще правителей. Причем «сценки» эти не случайно вырванные из жизни картинки, а картинки из мифов! На одной из чаш из богатого скифского кургана (Гайманова могила на Украине) изобра­жен человек в скифской одежде, как полагали - царь, у которого другой че­ловек в скифской одежде что-то делает у открытого рта «царя», вроде как бы лечит ему зуб или выдергивает. Исследователи, исходя из теории «сценок из жизни скифов» предположили, что это лечение зуба у «царя». Какова же была их радость, когда в челюсти умершего обнаружили больной зуб! Под­тверждение! Вскоре выяснилось, что хотя зуб действительно был больной, но у «царя» лечат не тот зуб, а с другой стороны челюсти.

Но погодите! О чем мы спорим? Разве это главное, с какой стороны у «царя» болел зуб? Не кажется ли смешным и странным, что в жизни «царя» (!) не нашлось более серьезного и важного события, чем лечение больного зуба? Именно этот вопрос и задает Д.С. Раевский. А само изображение объ­ясняет с точки зрения скифского мифа в изложении греков об испытании трех братьев. По греческой версии Геракл - отец трех сыновей (Агафирса, Гелона и младшего - Скифа) завещал испытание - натянуть тетиву на свой лук: кто из сыновей натянет тетиву, тому и править страной. Ни старший, ни средний братья Скифа это сделать не смогли. Результатом неудачной по­пытки и мог стать лук, окончание которого в случае неудачи бьет с силой и может угодить в лицо, нанести травму (в том числе и выбить, повредить зуб). Скиф натянул тетиву, и этот сюжет изображен на одной из «картинок» на кубке из кургана Куль-Оба (Раевский, 1977). Эта версия-объяснение, как представляется, ближе к истине.

Понятия того времени были иные, простой человек не считался у вар­варов личностью, достойной отображения в золоте и серебре (и на глине, дереве - тоже). Человек - песчинка. Миром правят боги и их посланники земные - цари, жрецы. Вся жизнь человека состояла из постоянных напо­минаний, кто он и зачем он на земле. При отсутствии письменности это можно было сделать при помощи мифов. Их знали, передавали из уст в уста, бережно хранили. А в них - история народа, царей, богов. Пастух па­сет отары овец, табуны лошадей... Земледелец выращивает хлеб, воины защищают от врагов. Ремесленник производит качественную ремесленную продукцию - сбрую, оружие, доспех... Дело жреца - лечить людей и живот­ных, узнавать волю богов, предсказывать погоду и грядущие события. Дело царя - быть здоровым и справедливо управлять жизнью коллектива. Цари и жрецы - высший цвет общества, от них зависела жизнь всего коллектива, как и от богов, с которыми они «в ладах». Эта деятельность считалась куда более значимой, чем «черная», простая работа труженика. История и этнография показывают нам немало примеров того, как люди без принуждения, добровольно отдавали значительную часть своего урожая, доходов в пользу служителей культа. Так как их работа признавалась важнейшей и самой не­обходимой для коллектива.

Кому же принадлежали эти курганы? Может, и самим скифам? Сначала посмотрим, как устроен курган скифского времени. Ведь это только внешне курган эпохи бронзы такой же, как и скифского времени. Снаружи-то такой же, а вот изнутри...

116



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика